Роль машиностроения в выходе России из кризиса

Золота в золотовалютных запасах всех государств мира всего 30000 тонн. Это всего 286 млрд. €. Если сравнить с ~ 25 трлн. евро всех золотовалютных запасов мира, и 420 трлн.$ пустых денег, то становится ясно, что у глобальной экономики нет точки опоры, а у кризиса дна. Попытки Правительств восстановить ликвидность только государственным субсидированием банков и снижением процентных ставок центральными банками ни к чему не приведут. Любые эмиссии в долларовую модель мировой экономики сродни тушению пожара соляркой. Пока мир не откажется от модели "пустых денег", кризис будет только развиваться. выставки энергетика, выставки атомная энергетика Все вложились в "бумагу", причём, преимущественно, в "бумагу" США. Глобальная долларовая модель денег рухнула. Вместе с ней останавливается мировая экономика. Мировой выпуск стали, например, уже сократился в сентябре в 4 раза по сравнению с июнем. Мировое падение объёмов промышленности и потребления значительно превзойдут прогнозы, которые сейчас бессознательно оптимистичны. По моей оценке, уже в следующем году, нефть рухнет до 300 руб./баррель. А потребление чёрного и цветного металла может упасть практически до 0. Пока будет создаваться другая модель международных финансов и рынков пройдёт несколько лет. Происходящие события - не рецессия и не кризис. Это полное перестроение глобального экономического устройства. Число локальных бифуркаций и турбулентностей будет нарастать. Все государства переходят в режим ручного управления. предприятия атомной отрасли, оборудование для аэс США потребляют 40% мирового ВВП, а производят 20%. Ликвидировать эту диспропорцию без кардинального, в разы, снижения уровня потребления невозможно. Снизить уровень потребления не даёт устройство американской экономической и политической системы. Она "заточена" под непрерывный рост потребления. Необеспеченность доллара будет только нарастать. Мировой рынок будет отказываться от него, как от глобального платёжного средства. Мировую финансовую систему будет штормить. Независимо от того, кто станет Президентом США, у элит Америки нет иного, кроме войны, способа "объяснить" электорату, почему их жизнь должна ухудшиться на порядок и с далёкими перспективами на улучшение. На Америку должны "напасть", а она "ответить". Увы, ждём повторения "11 сентября", но в кубе. Такое событие обеспечит беспрецедентные вложения в оборонный сектор США, что необходимо Америке для спасения внутреннего рынка от коллапса. Для государств, стремящихся сохранить свою суверенность, неизбежными факторами становятся: A. восстановление национальных финансовых систем через опору на внутренний рынок, через его возрождение и кардинальное увеличение B. рост военного потенциала, для удержания в "холодном" состоянии потребности США в войне C. отвязка от необеспеченного доллара Только после стабилизации крупнейших национальных рынков, начнёт приобретать новые контуры и восстанавливаться (на новых международных договорённостях) глобальное распределение труда и обеспечивающий его глобальный рынок. Финансовый мир вернётся к золотому эквиваленту в условиях будущей квадро - полярности: США, ЕС, Китай, РФ. Остальные страны будут искать выгоды и безопасности между этими полюсами. поставщики оборудования для аэс, сооружение аэс Российские условия Глобальное нарастание (после кризиса) дефицита всех видов ресурсов, и их наличие в России, расширяет значение её глобальной торговой ресурсной площадки. С учётом неизбежного роста цен на углеводороды в перевозках всё большее значение будет занимать морской (включая ледокольный), ЖД, трубопроводный виды транспорта. Срединная роль России позволяет ей стать глобальным хабом между ЕС и Китаем и неплохо на этом зарабатывать. Значимость стоимости логистики, как главнейшего фактора глобальной конкуренции, будет возрастать. Порты, грузовые суда и ЖД, как основа логистики, очень важны для России. Скоростные и дешёвые транспортные транзитные коридоры Север – Юг, Запад – Восток, Северный морской путь - геополитически очень выгодны для России и так же увеличивают её функцию срединной державы. Сложилась геостратегическая возможность модернизации российской инфраструктуры и промышленности, на базе скорейшего воссоздания (на новом технологическом укладе и новейшей базе оборудования) всего российского машиностроения и его конкурентоспособности. Текущие задачи государства и бизнеса распадаются на три блока вопросов: I. Антикризисное управление – необходимо делить "шагреневую кожу" сокращающегося денежного потока между технологией и работниками. В этой связи актуальна работа трёхсторонних комиссий (власть, работодатели, профсоюзы) должна быть направлена на смягчение социального удара кризиса по населению: * на кардинальное (временное) сокращение заработков оставшихся на рабочих местах; * на законодательное решение по оплате 2/3 тарифа, в связи с особыми обстоятельствами, тем, кто будет находиться в вынужденном прогуле; * на совместное решение вопросов с местными властями о создании большего числа социальных рабочих мест (больницы, правопорядок, благоустройство, ЖКХ и т.п.) * на совместное решение вопросов с местными властями о создании максимально благоприятных локальных условий для малого бизнеса (особенно участвующего в цепочках продовольственного обеспечения); * на восстановлении бартерных схем, особенно для обеспечения продовольствием и энергоносителями регионов, где базируются предприятия; * на решение вопросов о налоговых каникулах (займах), других способах временного уменьшения налогового бремени; * на решении вопросов с банками об удлинении сроков ипотек, автокредитов и т.п., о приостановке платежей для тех, кто зарегистрирован на бирже труда. II. Стратегическая задача - восстановление и интенсивный рост внутренних рынков потребления промышленной продукции. Это возможно при реализации множества крупных инфраструктурных проектов, которые создадут внутренний сбыт. Необходимы Проекты, имеющие большой мультипликативный рычаг. Т.е., сейчас важнее те из них, в которых каждый рубль, вложенный государством, приводит в движение как можно больший объём российских товаропроизводителей из различных отраслей и генерирует как можно больший ВВП. Именно таким образом определяется приоритетность инфраструктурных проектов. Для наших условий инфраструктурные проекты могут набираться из: * космические программы и связь, * авиастроения, * автомобилестроения, * судостроения, * строительства портов, * строительства электростанций и сетей передачи электроэнергии, * железнодорожное строительство, * строительство метро, * строительства дорог, * строительства нефтегазодобывающих платформ, * строительство трубопроводных систем, * строительство химических и нефтехимических заводов, * геологоразведка, * освоение новых месторождений, * обустройство северного морского пути Абсолютное большинство программ и проектов базируется на продукции машиностроения (прежде всего, тяжёлого). Скорейшая его модернизация становится системным фактором, определяющим экономическое состояние России в ближайшем будущем. У нас есть все предпосылки и условия, что бы к окончанию кризиса иметь мощное конкурентоспособное российское машиностроение (модернизированное на новом технологическом укладе и новой базе оборудования). За всё, что не умеем делать сами, придётся платить золотом. Всё машиностроение должно быть нацелено на замещение импорта. Строительство электростанций и линий передач хорошо загрузит чёрную и цветную металлургию. "Русалу", например, надо освоить производство провода ACCR – без стального сердечника. Строительство крупных угольных ТЭС в районах добычи и их связь с потребителями через ЛЭП -1000 кВ снизит долю газа в топливном балансе страны. Это увеличит его внешний рынок и приток золота. ГОЭРЛО-2 мультипликативный инфраструктурный Проект. И авианосная программа и "Приразломная", безусловно, инфраструктурные проекты. "Севмаш", который не модернизирован, их не сделает никогда. План по выпуску гражданских и транспортных самолётов – инфраструктурный проект, но не модернизированный "ОАК" не сможет его реализовать. Значит, будет мало самолётов и малый расход авиатоплива. Алюминий тоже будет не нужен. Увеличения объёмов разведочного и горизонтального бурения для увеличения разведанных запасов и объёмов добычи углеводородов - инфраструктурный проект, но не модернизированный "Уралмаш" не сможет его обеспечить оборудованием. Если рухнет российский автомобильный рынок, то рухнет потребление бензина. Поддержать его можно и нужно. Речь идёт о механизмах поддержки скорейшей локализации комплектации всех сборщиков. Польза всем! И нефтяникам, и металлургам (чёрным и цветным), и государству. Автомобильное производство способно генерировать 10% ВВП. То, что требуется! Необходима перестройка (модернизация) НПЗ и химических комбинатов. К выходу из кризиса будем иметь конкурентоспособную нефтехимическую промышленность, другую глубину переработки и качество нефтепродуктов. Будем экспортировать не нефть, а бензин. Потребуется гора металла и труда. Это заказы строителям, машиностроителям, металлургам, металлургам, горнякам и т.д. Все будут получать з.п., платить по автокредитам и ипотекам и т.п. Задача крупных собственников и отраслей состоит сегодня не столько в формировании просьб к государству - "Help!", сколько в формировании крупных инфраструктурных проектов. И металлургам, и нефтяникам, и энергетикам, и газовикам надо вместе с РСПП генерировать их и выходить с ними на Правительство. Необходимо, буквально вручную, создавать внутренний рынок. Размер внутреннего рынка России будет определяться числом одновременно реализуемых инфраструктурных проектов. Естественным ограничением их числа является численность работников в России. Это ограничение снимается ростом производительности труда, который способно обеспечить современное машиностроение. Проблемы отечественного машиностроения хорошо известны, попытки их решить предпринимались, но результат не достигнут. Причины следующие: * масштабных комплексных инвестиций в машиностроение не было 30 лет. * реализованные проекты имеют перекос в сторону оборудования и не затрагивают модернизации инжиниринга, системы управления предприятием, подготовки персонала; * во главе угла зачастую стоит не новый продукт и модернизации под него, а увеличение производственной мощности под выпуск устаревшего продукта Решив задачу скорейшей коренной модернизации промышленности, на базе модернизации Машиностроения (в первую очередь, тяжёлого), мы, к моменту завершения кризиса, будем иметь современное, конкурентоспособное на мировом рынке, машиностроение, занимающее существенную долю в ВВП. Все предпосылки для этого имеются: * огромный отложенный спрос; * политическая и экономическая государственная важность задачи; * возможность скупки передовых западных инжиниринговых компаний, являющихся носителями суммы передовых технологий и конструкций в необходимых государству направлениях; * то же можно сказать и про высокотехнологичные производственные компании – производители общепромышленной комплектации. * политическая поддержка населением масштабных проектов нацеленных на восстановление экономики и уровня жизни Число, сложность и ответственность одновременно идущих Проектов требует стандартизации в их подготовке, защите и проведении. Конкурентоспособность продукта обеспечит аудит проектов со стороны Государственного института(ов) системного межотраслевого анализа. Конкурентоспособность оборудования и технологий, закладываемых в проект, обеспечивают Государственные технологические отраслевые институты. Подготовка, обоснование и реализация проектов наиболее эффективна по ЕРСМ – технологии, когда проектная команда несёт ответственность за весь проект и от начала до его завершения "под ключ". Такую задачу могут решить аттестованные межотраслевые инжиниринговые центры. энергоблоки аэс, навашино аэс, россия атомный проект журнал Прозрачность Проектов может обеспечить соответствующее государственное "поручение" средствам массовой информации. Ответственность за Проекты может так же носить и партийный характер. ЕРСМ-менеджера Проекта может ответственно делегировать какая-либо партия. Ответственность за проекты могут так же носить региональную привязку. Например: штаб по строительству электростанций и ЕРСМ-контракты должны быть в СЗФО, потому что там сконцентрировано российское энергетическое машиностроение. Аналогично судостроение, автомобилестроение. III. Третий блок вопросов - это инжиниринговые и технические решения. Капитализация на фондовом рынке, как критерий эффективности, показала свою несостоятельность и полную оторванность от физической реальности. Лауреат нобелевской премии по экономике Леонтьев предсказывал это. Необходимо подумать о себестоимости, о снижении энергоёмкости, о росте производительности труда и т.п. Пора подумать о новых продуктах. Сейчас самое время спокойно, но целеустремлённо и упорно заниматься этими вопросами, опираясь на натуральные показатели эффективности. Всё, даже кризисы, рано или поздно заканчиваются. Новые технологии и продукты, низкая себестоимость, высокая производительность, малая материалоёмкость и малая энергоёмкость дадут возможность для успешной конкуренции на будущих мировых рынках. Откуда взять деньги. Поскольку речь идёт о создании реальной стоимости, то Государство может эмитировать столько денег, на свои инфраструктурные проекты, сколько эти Проекты генерируют ВВП. Никакой инфляции при этом не будет. Техническая задача финансистов лишь в том, что бы эмиссия соответствовала создаваемой стоимости и шла без инфляции. портал машиностроения, насосы для аэс, арматура для аэс Кто скорее восстановит внутренние рынки, тот скорее и масштабнее проведёт экспансию на внешние. Великий передел глобальной экономики начался. Роль России в недалеком будущем зависит от числа инфраструктурных проектов, и сроков, в которые она сможет их реализовать.
 

Alternative flash content

You need to upgrade your Flash Player

Get Adobe Flash player